Сидим, обсуждаем старые и новые песни. Мой приятель любит говорить, что он их начинает воспринимать только после первой сотни слушаний. Я сам такой, ничего особенного.
Он говорит:
Может быть, это и есть восприятие ритма, который лежит в основе песен Щербакова, и каковой ритм первичен по отношению и к музыке, и к звукописи языка, и к смыслу построенного из всего этого мира? Не знаю.
Вот я и хочу спросить: бывает ли у вас, граждане, так, чтобы вы в какой-то момент не могли точно сказать, эта песня вами слушается, или смотрится, или воображается? Если бывает, то с какими песнями это случается?
Он говорит:
Стал я прослушивать диски 10-15-летней давности, особенно "Once" и "Ложный шаг". Сразу почувствовал себя сильно умным, поскольку я уже знаю, что было дальше, а тогда ни я сам, ни автор, никто не знал. И тогда, обратным ходом, видишь в тех песнях предвестники ходов, реализованных потом в "Райцентре" или всех "Чужих музыках".Я записал его слова, как запомнил. Надо сказать, что и у меня иногда такое ощущение бывает. Передать словами довольно трудно, ерунда получается.
Но при таких прослушиваниях (особенно в хороших наушниках и хорошей громкости) появился странный, непонятный эффект. Я его назвать не смогу, попробую описать. Если у тебя было что-то такое, ты мне скажи.
У меня такая особенность восприятия внешнего мира, что у каждого вида восприятия (аудио-, видео-, символического) есть какая-то особенность, которую я условно назову вкусом. И эти вкусы у разных видов - настолько различны, что я могу легко определить и запомнить, слышу ли я нечто, или вижу его, или строю некий мир как следствие того, что я читаю книгу и воспринимаю её. И потом, значит, я могу сказать определённо, видел ли, слышал ли, или придумал (когда читал и много над прочитанным думал).
Обычно так и бывает.
Так вот, от некоторых песен Щербакова с этих дисков у меня возникает впечатление, которое я не могу чётко атрибутировать в этом смысле.
Я не могу понять, я это вижу, или я это слышу, или я это читаю.
Вернее, получается, что всё это одновременно происходит и не разделяется между собой.
И больше всего меня поражает (скажем, в "Варьете" или в "Интермедии 3") не то, что я как-то символически воспринимаю песню, а то, что я её непосредственно вижу. Понимаешь, я не слова песни перевожу (через их смысл) в зрительные образы, а непосредственно вижу нечто. Или слышу, как единый и очень сложный звук.
Может быть, это и есть восприятие ритма, который лежит в основе песен Щербакова, и каковой ритм первичен по отношению и к музыке, и к звукописи языка, и к смыслу построенного из всего этого мира? Не знаю.
Вот я и хочу спросить: бывает ли у вас, граждане, так, чтобы вы в какой-то момент не могли точно сказать, эта песня вами слушается, или смотрится, или воображается? Если бывает, то с какими песнями это случается?
no subject
Date: 2016-07-20 05:15 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-20 05:47 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-20 06:02 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-20 05:53 pm (UTC)На этот вопрос мой ответ "нет". Однако осталось ощущение, что Вы еще что-то хотели спросить, но
постеснялисьзабыли. Не зря же вся эта прелюдия с "вижу - слышу - строю".no subject
Date: 2016-07-21 11:03 am (UTC)И так уже почитай двадцать пять лет. Веником убиться, как время бежит.
no subject
Date: 2016-07-20 06:24 pm (UTC)Многие песни Щербакова (сразу или не сразу) я воспринимаю как нечто, что просто ЕСТЬ и всегда БЫЛО. Вне времени, пространства, звуков -- вообще вне физиологического восприятия. Мне как математику хочется привести следующую аналогию. Число Эйлера или число пи можно определять и считать разными способами, каждый из которых верен. А можно не считать и вообще не знать об их существовании. Но (для меня) они все равно где-то есть. Там же, наверное, где песни Щербакова:).
no subject
Date: 2016-07-20 08:52 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-21 07:46 am (UTC)В моей жизни они появились в ранней юности (это было давно), их перепевали знакомые юноши. И они - даже самые ранние - всегда выделялись среди обычного репертуара солнышек лестных. Причем никто даже толком сказать не мог, что это за песни, и я их для себя называла "песни Автора". Потом-то все стало проще, появились кассеты. Мне повезло, что Автор "взрослел" вместе со мной - не представляю, если бы в 17-18 лет мне сразу дали современного Автора. Но все равно каждый новый альбом был как большая работа - очень приятная, но от этого не менее трудная. То, что песня "складывается" только после многочисленных прослушиваний - это понятно. Для меня песня - это и музыка, и ритм, и текст. Вначале в голове остаются какие-то ритмически-музыкальные куски, может быть с яркими образами ("А можно нам в Эльзас - Нельзя-с!"), потом появляется какое-то единое ощущение, зрительный образ от песни, хотя еще не улавливаешь смысл. Часто на этом этапе они раздражают, что-то в них такое царапающее. Потом, наконец, песня складывается, и часто оказывается, что смысл у нее совсем какой-то другой, чем этот образ. Ну и проходят все неприятные ощущения, и песня становится "моей". И уже немыслимо разделить ее на музыку и текст.
Мне всегда хотелось проделать такой эксперимент - почитать тексты раньше, чем услышать песню целиком. Есть ли в стихах такое же волшебство, или это проявляется только у песни целиком. Но вначале не было такой возможности (не было интернета, только магнитофоны), а теперь честно сказать, я опасаюсь. А вдруг после того, как сложится текст, волшебства не получится? В общем, спасибо Автору, что он у нас есть :)
И еще любопытный факт - очень часто играющая в данный момент песня Щебракова удивительным образом совпадала с происходящим, а иногда и содержала ответ или уместную шутку или что-то этакое. Это понятно, ведь у него _так много слов_, что велика вероятность совпадений, но все равно каждый раз это удивительно ("А все равно не по себе, а все равно не по себе, а все равно... ")
no subject
Date: 2016-07-21 08:45 am (UTC)"Метрические формы образуют структуру с повторяющимися элементами, воспринимаемую правым полушарием мозга, в отношении же языковом поэзия, как полагают, воспринимается и перерабатывается левой височной долей. Если эта гипотеза верна, то стихотворный размер - это, помимо прочего, средство привнесения правополушарного начала в деятельность левого полушария, направленную на понимание речи. Иными словами, это способ соединения наших лингвистических способностей с гораздо более древним даром распознавания пространственных образов...Поэзия усиливает взаимодействие между двумя потоками упорядочения информации - левополушарным (временным) и правополушарным (пространственным); она помогает добиться того слитного объемного видения мира, которое зовется у нас "истинным пониманием."
А музыка к тому же усиливает воздействие на мозг ритмической и звуковой ткани стихов. Из другой статьи (http://klauzura.ru/2013/03/stanislav-korenblit-sintez-slova-i-muzyki-sposob-zapominaniya-i-raznovidnost-pedagogicheskoi-mnemoniki-chast-3/): "Песня — продукт особо прочного, «двойного залегания» в человеческом мозгу: ее текстовые и музыкальные компоненты и связаны и в то же время относительно независимы". Так что объяснить действие песен Щербакова, когда и видишь, и слышишь, и понимаешь, наверное, только нейробилоги смогут, если когда-нибудь захотят поизучать этот эффект.
no subject
Date: 2016-07-21 05:10 pm (UTC)Но статья (имеется в виду Тернер и Пёппель) очень хорошая, большое спасибо. Буду штудировать.
no subject
Date: 2016-07-21 12:58 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-21 01:06 pm (UTC)Сравнить тот вал впечатлений у меня не с чем.
no subject
Date: 2016-07-21 05:08 pm (UTC)С воспроизведением у меня было проще: на гитаре я не умею, и петь не умею. Но на гитаре я ещё и не играю, а с пением дело было сложнее.
Когда я слушал на работе, то временами начинал вголос подпевать. Саша Ослон, человек терпеливый, но тонкой организации души, этого не терпел и меня пытался заткнуть или выгнать. Получалось по-разному.
Это было (и я думаю, что у Вас тоже) - как попасть в пещеру Али-бабы.
Но нынешние дела - это немного другое, Сергей.
no subject
Date: 2016-07-21 03:50 pm (UTC)no subject
Date: 2016-07-22 06:48 am (UTC)