[identity profile] avrorova.livejournal.com posting in [community profile] m_sch
  Недавнее обсуждение показало, что у многих (включая меня) любимые диски Щербакова – «Целое лето», «Ложный шаг» и «Deja». Не думаю, что можно делать выводы вроде «любимое – значит, лучшее», однако некоторые мысли тянет сформулировать.
  Это диски 1997, 1999, 2000 годов, когда автору примерно 35. С высоты моего нынешнего возраста полагаю – самый расцвет, что физически, что интеллектуально и эмоционально. И в песнях, даже самых мрачных, отражается внутренняя сила, передаваясь слушателям. Ты сконцентрирован на себе, черпая из мира лишь так или иначе тебе интересное, при необходимости умея отгородиться от него (оревуар, весь мир). Не знаю, как вы, а я от этих песен заряжаюсь.
  Однако время идет. Если вспомнить, почти каждый новый диск (поначалу кассета) Щербакова сопровождались жалобами некоторых слушателей, что автор уже не тот, вот прошлые песни хороши, а теперь непонятно, что. Я и сама прошла этот период (если не ошибаюсь, в самом начале девяностых), когда Щербаков от первоначальной романтики перешел в иные сферы. Не слушала какое-то время, полагая, что он исписался. Через пару лет случайно услышала – и обалдела от восторга. Стало ясно, что просто я в своем развитии за ним не поспеваю. Впрочем, немудрено – я ведь не гений.
  С тех пор его новые диски могут мне заходить сразу, могут нет, но и в этом случае время от времени их слушаю, понимая, что рано или поздно раскроются. И не перестаю удивляться, как Щербаков меняется и растет. Большинство с его уровнем мастерства остановились бы на определенной стилистике, привычной твоим слушателям и востребованной ими. А он нет. Понятно, это риск. Возможно, сравнение сочтут слишком смелым, но и от Пушкина регулярно требовали вернуться к тому, что он уже перерос. Его новых вещей часто не принимали даже друзья, и, что еще хуже, не покупали читатели, так что под конец он бился в долгах. Однако мысль подлаживаться к вкусам публики, похоже, не приходила ему в голову.
  Это я к чему? Скажу без обиняков, именно мы с вами – целевая аудитория Щербакова. Мы милые, умные и (что немаловажно) приносим деньги. Однако в своем творчестве он уходит вперед, не оглядываясь на нас и совершенно не считаясь с нами. Нам безмерно повезло, правда? 

Date: 2019-10-11 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_kum_/
Что примечательно, песни Щербакова никогда не надоедают. И не бывает так, что вот нравилась какая-то песня -- и вдруг раз, не хочу ее больше слушать. (Наоборот бывало: с "Белым берегом", например, или "Двумя словами рыбы").

Date: 2019-10-11 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] pohjois-sika.livejournal.com
Мне совершенно все альбомы, начиная с кассетных подборок конца восьмидесятых, начинали нравиться вовсе не сразу, а только после некоторого количества прослушиваний. Как будто мозг адаптировался и начинал получать удовольствие.

Date: 2019-10-11 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] ta-samaja.livejournal.com
Наверно, в основном со всем согласна. Особенно с "милыми и умными" :) Только "мы" (если попытаться вообразить некую сплочённость рядов) - на самом деле разные, всякие, нас тут полно таких... Действительно в первую очередь цепляют ритм и мелодика, и тут ни пушистость, ни сообразительность не важны. Отдельные фразы могут застрять и в двух извилинах, и на них как рыба на крючок попадаешь. (Притом можно быть в чём-то кое-как умным, а в другом - страшным идиотом, по себе знаю :) У меня, кстати, не было периода разочарования, только сильное ощущение нехватки как раз извилин. Но цепляет даже непонятное :) Что ж, со словарОм...

Date: 2019-10-11 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] homo-variable.livejournal.com
Мне сложно судить – я начала слушать МЩ около восьми лет назад, между выходом ЧМ1 и ЧМ2. И поначалу не делила на периоды и альбомы, хотя первые песни, которые зацепили, оказались с «Город Город», «Deja» и «Ложный шаг». Позже любимым альбомом стал «Райцентр», и до сих пор им остаётся. «Хоровод» мне кажется самым мрачным, новый альбом почему-то светлее (хотя скорее в смысле «все мы движемся на свет»). И то, что автор меняется и удивляет, для меня, конечно, плюс. Интересно, в какую сторону теперь поведет нас МЩ, ведь неопубликованных песен на текущий момент не осталось.

Date: 2019-10-11 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rickshaw-2000.livejournal.com

абсолютно то же впечатление.Хоровод кажется мрачнее, чем последний диск. По Мотивам  слушаю каждый день и проникаюсь все больше, Хоровод иногда для профилактики. но исполнение тяжелое в обоих. Не нравится аранжировка.

Date: 2019-10-15 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] zaletnyi.livejournal.com
"Интересно, в какую сторону теперь поведет нас МЩ, ведь неопубликованных песен на текущий момент не осталось".
Сдается мне, это предложение было бы более уместным и корректным без второй его половины!)))

Date: 2019-10-15 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] homo-variable.livejournal.com
Согласна с вами - то, что новых песен на концертах не звучало не означает, что их нет Так что, для корректности, следовало написать "неопубликованные песни на текущий момент мне не известны".

Date: 2019-10-11 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] retwizan.livejournal.com
Мне кажется, МЩ со временем пишет только лучше. Если и есть у меня несколько нелюбимых песен, то все они очень ранние (1982-83 гг). А новые диски - сплошная радость.

Date: 2019-10-11 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] paia.livejournal.com
=Однако в своем творчестве он уходит вперед, не оглядываясь на нас и совершенно не считаясь с нами.

Мне, конечно, давно приходили в голову такие мысли.
Я отстал навсегда где-то в середине "Райцентра". И даже поругивался, как это свойственно отставшим слушателям: дескать МЩ потерял мелодию.

Но не могу ни одной песни поздней до конца дослушать (((

Date: 2019-10-11 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] paia.livejournal.com
Иоганн Себастьяныч всегда со мной))
(deleted comment)

Date: 2019-10-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] paia.livejournal.com
Я имел в виду внутреннюю мелодию.

Date: 2019-10-11 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] al123432.livejournal.com

ППКС
Отлично, как и Ваш комментарий к предыдущему посту, где творчество МЩ сравнивается с золотым веком голландской живописи (в том плане, что сюжет вообще мало что значит, при таком уровне техники изображения). Имхо, вообще тут по жанру ближе живопись не то кинематограф, чем песня (тем более, т.н. АП).


P.S. некоторые сюжеты всё же вызывают отвращение на грани физического и желание промотать (тут всё индивидуально, лично у меня это "Пьеса", "Это должно случиться", и ещё несколько подобных), но может в этом и замысел.

(deleted comment)

Date: 2019-10-11 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Мне тоже эта тенденция показалась чуждой, начиная ещё с "Красных ворот".
Хотя "Кино-метро" - как раз ничего, пожалуй, лучшее в этом жанре.

Date: 2019-10-12 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] al123432.livejournal.com

Это же шуточные песни, как и всякие сверчки-кузнечики, серенады, волхонки и пр.


"Уголовная" серия про кино-метро, цыбиных, быстровых и т.п., кмк, носит скорее пародийный, высмеивающий, нежели стилизационный, характер. Смешно/не смешно, это уже личное. Меня так в этом во всём привлекает скорее рассказчик, чем персонажи. Стилизацией под блатняк (правда, с отсылками к известным поэтам), можно назвать, пожалуй, "Красные ворота", из 90-х.


А что до нового альбома, то там ведь тоже "не век балаган", есть и "Времена года", к примеру.

Date: 2019-10-12 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_kum_/
"Сверчки-кузнечики"? "Серенада"? "Волхонка"? Шуточные песни? OMG!

Впрочем, если у Вас "Это должно случиться" вызывает отвращение, не удивляюсь... :о)

Date: 2019-10-12 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] al123432.livejournal.com
Ну, в "Это должно случиться.." сюжетец и персонажи, имхо (заметьте, я его везде добавляю в отличие от Вас), весьма скользки и неприятны, также как и в "Затем же, зачем рыжий клоун рыж.." (кстати, автор как-то говорил, что они одни и те же, только с разницей в пять лет).

"Сверчки-кузнечики", "Серенада", "Волхонка", очевидно, в какой-то степени о грустном, возрастном, но это подано автором так, что вызывает лишь улыбку. Допускаю, что кто кем-то они могут восприниматься по-другому.

При первом прослушивании "Сверчков-кузнечиков", мне показались действительно смешными два момента: 1) когда герой, достав обручальный перстень из распоротой подкладки, вместо как минимум планирования спецоперации по освобождению "пленницы" (если внимательно слушать сначала, сюжет к этому и идёт, тем более герой бывший военный), вздыхает и зашивает его обратно; 2) в финале со стены снимается кинжал, видимо, для сведения счётов с неудавшейся жизнью.. но, оказывается, что вовсе не для того.

Если этот журнал отмотать назад, можно найти множество примеров убеждённости людей в своём единственно правильном понимании сути бытия той или иной песни. На вскидку помню про "Циркачку"-жену декабриста, брат-альтер эго в "Сначала я", очевидно неминуемую смерть школяра в "Караване",.. Да и в СЗС, чего уж там, попадается подобное (хоть и в плане толкования слов, а не песен целиком).

С искренним удовольствием прочитал бы другие версии толкования данных песен.
И да, хотелось бы услышать что-нибудь, кроме OMG с миной "если что-то надо объяснять.." и гордым взглядом сверху вниз :).

Date: 2020-02-19 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] al123432.livejournal.com

>> Шуточные песни?
В вк-сообществе недавно выплыло, имхо, в целом довольно содержательное обсуждение более чем десятилетней давности как раз на эту тему. Пусть здесь тоже ссылка будет.
https://vk.com/topic-81796_12527379
Обсуждаются в том числе достаточно неожиданные в данном контексте, вроде "Тирренского моря".


А про "Это должно случиться" целая душераздирающая история из жизни одного поклонника МЩ вот тут в комментариях.
https://vk.com/wall-81796_2413

Date: 2019-10-12 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] homo-variable.livejournal.com
Мне кажется, что в этих стилизациях, и не только в них, пытается прорваться наружу Щербаков-драматург или сценарист. И в этом плане он ближе к Галичу, чем к Окуджаве, например. Но у МЩ такие песни с драматургической основой и в раннем периоде были. Понимаю, что может не нравиться. Но фирменные щербаковские строчки, которые западают в память и которыми хочется объяснять жизнь, и там в избытке рассыпаны.

Date: 2019-10-12 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] walking_iris.livejournal.com
весьма вероятно, что и ему с нами повезло :)

Date: 2019-10-13 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] walking_iris.livejournal.com
за умных и милых все-таки не скажу :) но мы даем ему карт-бланш на творчество, и с благодарностью принимаем то, что он "натворит" :)

Date: 2019-10-13 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] i-double.livejournal.com
Моим любимым альбомом был и остается Райцентр. Я как с него "подсела", так и всё. Что касается новых дисков - то да, мне с ними сложнее. Могу ошибаться, сейчас пишу только по ощущениям, не имея перед глазами списка песен в разных альбомах... Но мне видится со временем какое-то движение от "тогда и там", где герой меняет пространства и гражданства и примеряет разный антураж, к "теперь и тут". Антураж все более узнаваем, непригляден, уныл, и мне жаль той легкости и игры, того мелькания цветных стеклышек в калейдоскопе. Я не знаю, смогла бы я "подсесть" с какого-то из новых альбомов... С другой стороны, будучи уже немного "в теме" за этим движением наблюдать занятно: как развиваются темы, меняются углы обзора, как, вдруг, в новой песне слышится "привет" знакомому и любимому тексту, или мерещится отзвук какого-то комментария с концерта, или ответа на записки...
Но это все про содержание. Отдельное удовольствие от того, как это сделано, никто не отменял. Правда для того, чтобы это распробовать, разглядеть красоту формы, мне обычно требуется время и, часто, подсказки.

Date: 2019-10-16 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tata-akivis.livejournal.com
Это точно: выход каждого нового диска сопровождается стенаниями, что вот, мол, раньше-то автор наш писал гораздо лучше (музыкальнее, понятнее, проникновеннее, etc)
И даже сравнения с другим известным поэтом повторяются почти буквально (https://m-sch.livejournal.com/556263.html?thread=8540391#t8540391).

Я жду каждого нового диска с нетерпением, ибо уже знаю за прошедшие 30 лет, что будет новый шаг вперёд, за которым опять придётся поспевать. И то, что будет воспринято не сразу, откроется после многих прослушиваний.

А уж в том, что нам повезло безмерно, сомнений нет никаких.
Edited Date: 2019-10-16 07:37 pm (UTC)
Page generated Jan. 14th, 2026 04:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios