[identity profile] python-s.livejournal.com posting in [community profile] m_sch
Расшифровывая по просьбе [livejournal.com profile] shkolyar не особо любимую Щербаковым песню "Мчись над волной, смелый..." (1982) (кстати, эти ноты можно приобрести здесь: http://mkshch.com/notes/note-shanson/), я сочинил комментарий, из которого редакция вырезала неуместный кусок в пять предложений, что хорошо. Привожу его здесь, вдруг каким-нибудь любителям внутренних монологов он будет интересен.

Партия аккомпанемента несёт в себе некоторую условность, представляя по форме характерную для автора смесь из гитарных переборов. Для исполнителя это может означать выбор, играть как написано или использовать свой ритмический рисунок (на основе написанного или нет).

Существуют аргументы в пользу обоих выборов. В авторском аккомпанементе своя магия. Смена переборов в песне органична и подчинена общей задаче. Используются музыкальные интервалы к мелодии в голосе; аккомпанемент может вести свою мелодию, например на басовых струнах; разные типы переборов могут лучше подходить для разной скорости смены аккордов; для левой руки часто бывает удобно то, что правая играет именно так, а не иначе... С другой стороны, исполнительский рисунок естествен для исполнителя. Можно ли писать чужим почерком? И нужно ли? Возможно, при внимательном прочтении ноты помогут исполнителю разрешить эту дилемму.

Мы склонны полагать, что настоящий эстетический поиск в аккомпанементе, подразумевающий некоторое чутьё, лучше догматического повторения авторского варианта. В отношении партии голоса мы, напротив, полагаем гораздо более необходимым следовать авторскому варианту.

Date: 2019-05-09 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] ta-samaja.livejournal.com
А "мы" (Николай Второй), не сильно владея струментом и привыкши полагаться исключительно на чутьё (которого есть - что подтверждается вердиктом из другого лагеря: "Похоже!"), таки полагаем, что слесарю слесарево и единого на всех варианта нет. Тут играет и склад ума (перфекционисты/раздолбаи), и наличие/отсутствие того самого чутья (и терпения, кстати). Лично мне важно сохранить гармоническую последовательность (тут я как раз перфекционист, как ни странно), и этого достаточно, как показал многолетний опыт, для "похожести" (для своих, конечно :). Всё равно, скопировав всё до последнего знака, как автор не спеть. Но если кому-то это непременно нужно проделать, походить в этих ботинках, тсзать, - респект. И тем, кто делает нотную запись, - огромный респект и восхищенье, как всякому таланту, которого напрочь лишён сам.

Date: 2019-05-10 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] ta-samaja.livejournal.com
Ну, мелодия (мотив) ведь всяко главнее, это лицо песни (поэтому и узнаваема, даже если напеть без слов), аккомпанемент - фон для нее. Поэтому существуют разные даже авторские аранжировки, например. На самом деле, мелодия содержит не только ритм, но и гармонию - можно быть "в аккорде", даже если поёшь один, слово старого хориста :)

Date: 2019-05-10 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-m.livejournal.com
Интересный комментарий. Редакции виднее, но было бы жаль, если б пропал. Спасибо!

Date: 2019-05-10 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pipopolam.livejournal.com
Это серьезная проблема вообще всей авторской песни.
По моему опыту, копировать авторское исполнение до ноты очень полезно обучающимся пению под гитару. Для них в первую очередь и предназначены максимально подробные нотировки. Что же касается исполнения чужих песен не в плане обучения, а в плане творчества, тут такой догматизм излишен. Я лично для себя считаю, что менять можно все что угодно, но надо понимать, что на что заменил и почему. Т.е. как минимум нужно знать, как оно там в оригинале - а дальше меняй как хочешь, под личную творческую ответственность.

Date: 2019-05-11 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] pipopolam.livejournal.com
Ну, ритм "Ковчега" - это триольный пунктир, извечный камень преткновения нотировщика. Нотируется либо в двудольном ритме (при этом триоль "четверть+восьмая" заменяется на "восьмую с точкой+шестнадцатая"), либо в трехдольном. В кн. "Вишневое варенье" для "Ковчега" выбран первый вариант (4/4). Как я подозреваю, он выбран из-за слов "уже не различима" первые пять слогов которых поются с одинаковой длительностью. На 4/4 это легко занотировать шестнадцатыми, что и сделано в ВВ. В ритме 12/8 понадобилась бы квартоль.
Почему "надо" обозначено четвертями, непонятно. Точно такие же ритмические фигуры в первой строчке ("деж-ды", "прочь-со" и т.д.) прекрасно занотированы 8-й с точкой+16-я. Т.е. четверти на слове "надо" - не условности нотировки, а прямое противоречие тому, что исполняется. Значит, я считаю, принимать в расчет эту странность из ВВ не нужно.

Date: 2019-05-13 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] pipopolam.livejournal.com
Да, проблема с неритмично звучащим миди меня тоже жутко раздражает. Я по этой причине занотировал у себя "1991" на 12/8, "Кончается четверг" Ивасей - на 12/16, а в "Зимней дороге" Дж.Ланцы везде понаставил триолей.

Date: 2019-05-13 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] inna izmailova (from livejournal.com)
pipopolam, настолько хороший коммент, что осмелюсь спросить: можно ли с Вами пообщаться с кое-какими вопросами насчет нотировки? занимаюсь сейчас теми песнями, которые не вошли ни в какие сборники с нотами...
Edited Date: 2019-05-13 08:45 am (UTC)

Date: 2019-05-13 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] pipopolam.livejournal.com
Конечно.
pipopolam собака narod точка ru

Date: 2019-05-11 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] pipopolam.livejournal.com
А курьеза про "Балаган" я не знал (и раннюю запись никогда полностью не слушал), спасибо :)

Profile

m_sch: (Default)
Информация о МЩ

January 2026

S M T W T F S
    123
4567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios