[identity profile] chenikh.livejournal.com posting in [community profile] m_sch
С Щербаковым я «познакомился» где-то в сентябре прошлого года по совету очень близкого человека. До этого знал только, что есть такой, мне хватало. Но тут, понимаете ли, повело. Очень скоро я понял, что слушать это я не могу. От бесконечного речитатива и очень невнятной музыки начинала болеть голова. Физически. Ладно, я признаю, что в музыке я полнейший профан, и согласен просто и смиренно принять идею о гениальности этой составляющей творчества МЩ. Плюс у меня что-то, вероятно, физиологическое. Бог с ним. Будем читать тексты, решил я, тем более, что есть одна интересная мысль, которую высказала очень умная женщина и с которой я полностью согласен: если хочешь понять, действительно ли хороши тексты песни, убери музыку и посмотри, что осталось.

Смотрим. И понимаем, что и читать-то это можно с трудом. Радость логопеда. Айн, цвай, драй. Дебаркадер. Из фаянса, воска, камня, кожи… Ревель - Лемберг - Сыктывкар - Тифлис… Нечитабельно…

Потом та же умная женщина высказала следующую мысль: Щербаков – это не поэзия, это филология. И я не могу, никак не могу с ней не согласиться. Это действительно не поэзия. То есть, оговорюсь сразу, в том, что касается поэзии, как «ритмически организованной» и т.п., вопросов нет – оно, безусловно. Но если говорить о поэзии, как том, что идет изнутри, из души, как о чем-то сладко-горьком-неуловимом, от чего хочется смеяться и плакать, то этого у МЩ нет. Одни игры разума. Шахматный этюд. Ребус. Кроссворд. Любить это - все равно, что любить… не знаю… тригонометрические уравнения. Любят, я согласен. Я тоже люблю. Мозги тренирует. А на сердце ляжет – другое. Тексты его напичканы аллитерациями, аллюзиями, игрой слов, какими-то еще убедительно филологическими примочками, но поэтической души в них не осталось вообще.

И еще какое-то время я пытался найти в текстах МЩ что-то такое, что примирило бы алгебру с гармонией. Мария… Женщина, мечта, история, символ, тайна… Значит, есть что-то. Есть же, ну? Я надеялся, пока не наткнулся на вот такое: «на одном из концертов Щ объяснил все гораздо рациональнее. На вопрос "почему Мария" он ответил: "Ну, понимаете... три гласных, два сонорных... более певучих имен в русском языке нет». Оснований не доверять автору сего комментария у меня нет никаких, и от этого мне становится совсем грустно. Имя имен, вдохновение многим, оказалось сведено к «трем гласным и двум сонорным». Для МЩ за ним нет ни-че-го, кроме языкового удобства. Рациональность. Тьфу ты, господи.

Собственно, к чему я это все? К тому, что прошу вас, уважаемые дамы и господа, рассказать мне, что именно вы (даже так – Вы, вот Вы, лично) находите в стихах МЩ такого, что не вижу я. Я понимаю, есть такое, когда песня несет в себе отражение каких-то внешних факторов. Например, вы ее слушали, когда были влюблены, когда было хорошо или плохо. Что-то такое, в общем. Это понятно, это не автор виноват в вашей к нему любви, а ваша личная «подвеска» внешнего. А если без этого? В вашей душе он трогает – что? Или все же только кроссворды и гимнастика для ума? Тогда отчего такой трепет?


-------
[livejournal.com profile] zikoff, если Вам есть, что сказать по этому поводу, приглашаю в мой журнал.
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Date: 2006-03-10 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Это рациональное объяснение выбора имени и есть ответ. Во-первых, потому что оно именно поэтому "имя имен", что гармонично. Во-вторых, потому что по-любому неясно, искренне это сказал автор или нет. Это характерно и для его текстов, и это как-то импонирует.
За трепет, правда, ничего не скажу, мне лично просто некоторые песни нравятся. Забавное слово. Это вы зачем его употребили?

Правда, как-то не верится, что вам действительно интересно. Перед провокацией имеет смысл прятать такие посты под замок.
http://chenikh.livejournal.com/66116.html

и это не берёт за живое???

Date: 2006-03-10 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] arhivolt.livejournal.com
Душа, каких похвал еще тебе, ворожее?
Ликуй: все обошлось примерно так, как ты рекла.
Всерьез на этот раз я превозмог небытие,
Воскрес, уехал вдаль, построил дом, завел щегла.

Он мал, неискушен, и разучил пока всего
Семь нот... Но две из них он перенял у соловья.
Когда и упрекну кого-нибудь, то не его:
Он пленник, он певец. Совсем как ты, душа моя,
душа моя, душа моя...

Октябрь, пустой сезон. Глухие дни стоят стеной.
Мертво на берегу - ни рыбака, ни челнока.
Каким дремучим сном сия страна уснет зимой-
Могу вообразить, но не скажу наверняка...

Влажна дневная мгла и тяжела для головы.
В заливе - не вода, а словно ртуть, не то свинец.
Щегол глядит в окно и говорит свое "увы!"
Всем птицам и птенцам. Хотя и сам - еще птенец...
еще птенец, еще птенец...

Строка идет к строке, один фрагмент в ладу с другим;
Эскиз вчерне готов, перебелить - и на струну.
Но нет! Финал иной велит перу прервать нажим.
Увы, душа моя! Не удержусь - перечеркну.

Свинец пошлю долой, пустые дни похороню,
Залив и берега расположу наоборот,
Октябрь сменю на май... И лишь в одном повременю:
Щегла оставлю в клетке - и пускай... пока поет,
пока поет, пока поет...

Date: 2006-03-10 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] glazastik.livejournal.com
Он веселый потому что.

Date: 2006-03-10 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] lectiobrevior.livejournal.com
Скажите а "Вы, вот Вы, лично" всегда можете сказать, почему Вам нравится одно и не нравится другое? Предположим речь идет не о музыке или литературе, а, например, о гастрономии. Можете объяснить, почему одно блюдо (свежее, натуральное и хорошо приготовленное) вызывает у вас аппетит а другое (свежее, натуральное и хорошо приготовленное) не вызывает? Завидую Вам, если можете... Единственное, что можно объяснить на мой взгляд, это почему данное конкретное блюдо обладает всеми перечисленными качествами, и то, человеку, заранее настроенному на "дурят вашего брата", объяснить все равно будет проблематично - не поверит. Это был комментарий. Теперь по-Вашему вопросу: а)Это хорошие стихи (мне лично уже этого хватило бы, чтобы иногда данного автора слушать). На ожидаемый вопрос, почему одни стихи хорошие, а другие - нет, ответа у меня нет, точнее он есть, но его долго формулировать, скажем просто - нужное количество подходящих слов в правильном порядке. Все это конечно крайне субъективно, но обычно люди либо отрицают саму категорию, дибо не очень расходятся в том, что к ней относится, а что нет (с запахами, музыкой, visual arts та же петрушка). В случае первого варианта, спорить не буду:); б) Картина мира, которую я вижу за ними импонирует лично мне. Что касается Вас - либо Вы не умеете читать (это бывает), либо видите за данными текстами какую-то другую картину (это нормально), либо видите ту же или похожую, но она Вам не нравится (вполне естественно, на вкус и на цвет...).

Date: 2006-03-10 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] riftsh.livejournal.com
Боюсь, что комментарии к этой записи Вам не помогут. "Поэтическая душа", в отличие от "филологических примочек" (которые, между прочим, являются ее бренным телом), плохо поддается формализации. Я, например, никогда не встречал объяснений причин, по которым Пушкин, например, или Мандельштам должны "трогать мою душу".

Так что, разговор с zikoff в Вашем журнале может оказаться более осмысленным.

Date: 2006-03-10 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Подкупает ваша искренняя вера в то, что ваши вкусы непременно должны потрясать общественность.

Date: 2006-03-10 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] arhivolt.livejournal.com
> рассказать мне, что именно вы (даже так – Вы, вот Вы, лично) находите в стихах МЩ такого, что не вижу я

Привёл в качестве примера именно того, что нахожу лично я.

Date: 2006-03-10 02:11 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-b.livejournal.com
Ну, положим, это не так. Вы находите не в стихах, а более того - в песне. И, сознайтесь, даже когда Вы sxbnftnt сейчас эти стихи, у Вас в голове (или в душе, кто знает?) звучит именно песня. Не так ли?

Date: 2006-03-10 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] apelcinova.livejournal.com
Да, радость логопеда, краеведа, коллекционера, развитого нумизмата.
Кому-то же и игры разума нравятся.

Date: 2006-03-10 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yu-l.livejournal.com
Чудесный ответ об имени! Очень показательный, кстати. В нем можно найти ключик и к его поэтике, между прочим.

А ведь это небанально прозвучало, правда? А было бы интереснее, если бы он рассказал о той Марии, к которой обращается, какой-нибудь своей знакомой? Или назвал бы какие-нибудь аллюзии и коннотации, которые у него с ним связаны? Зачем? Ведь это считывать вы и сами можете?

Date: 2006-03-10 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Ух ты!
http://zikoff.livejournal.com/1141817.html?thread=1399353#t1399353

Вы плохой, негодный садист и провокатор. Максимум садовый тролль.

Date: 2006-03-10 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] nimdator.livejournal.com
В начале, спасибо Вам за столь интересный пост. Искренне порадовал.
Воспринимается МЩ, конечно, не всеми. Моя жена и мама, например, считают его стихи и музыку целиком депрессивными и слушать такое им невозможно. Но это для примера.
Что касается меня, то познакомиться с творчеством МЩ довелось в десятом классе, на его концерте в Донской гимназии, куда меня занесло каким-то случайным ветром. Ни в кого в ту пору влюблен я не был, щемящей грусти тоже не испытывал, а с большим увлечением занимался физикой и астрономией. Сразу запали в душу две его песни. Первая, алкогольная, "о солитуре и лаке для ногтей, мне же это только для разгону". Больше я ее никогда не слышал. Вторая, называется кажется Картина.

Вот изображенная не мною и не мне
Принадлежащая цветная и наглядная вполне,
Как пасть вампира,
Картина Мира

В центре композиции, меся дорожный прах,
Девочка идет туда, где тонут в облаках
Огня и смрада
Ворота ада

Как видите, образность, емкость у Щербакова очень на уровне. В одной строфе он обрисовал очень большой кусок сюжета воображаемой картины. А ритм? На эти слова музыка сама ложится, ее даже придумывать не надо.
И чувства он тоже пробуждает мастерски, именно подбором нужных слов, очень немногими словами. Какую бы его песню не взять - это светлая грусть по несбывшимся надеждам, разбитой любви, потерянной жизни.
Что-то слишком литературно получается, прошу прощения.
Не понимаю, как можно не восхититься его знаменитым

Надежды прочь, сомнения долой
Забыты и досада и бравада
Граница между небом и водой
Уже неразличима и не надо

По-прежнему свободный свой разбег,
Сверяя с параллелью голубою
Бежит неутомимый наш ковчег
Волнуемый лишь смертью и любовью

По0-мальчишески щемяще и по-взрослому серьезно. Вас волнует что-то, кроме смерти и любви? Меня - нет, поэтому я заодно с автором :)
После того единственного концерта я четыре года не слышал МЩ, хотя, конечно, неоднократно его вспоминал. Беда в том, что имени его я не знал. Однажды, опять не в период влюбленности :), купил его кассету в подарок одной знакомой и оставил себе :) Хотя знакомых песен на ней не было, но голос и музыка были те самые, которые помнил и напевал четыре года.

Date: 2006-03-10 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Вас просили рассказать (допустим, что искренне - грустно считать людей идиотами по умолчанию), а вы выдали в ответ здоровенную цитату, снабдив ее трогательным заголовком. Миленько.

Date: 2006-03-10 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sister-kari.livejournal.com
Спасибо. Было очень весело читать. :)

Date: 2006-03-10 02:57 pm (UTC)
romikchef: (Default)
From: [personal profile] romikchef
Да, меня тоже порадовал как ответ маэстро, так и интерпретация нашим автором-провкатором.

Date: 2006-03-10 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] krl-pgh.livejournal.com
Произведения Щербакова - поток сознания. Если он входит в резонанс с потоком сознания слушателя, то слушатель тащится. Если не входит - ну, что же делать. Все люди разные, у кого-то входит, у кого-то не входит. К счастью, авторов много, не нравится Щербаков - можно слушать других.

Date: 2006-03-10 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Хуестро.
Авторы-провокаторы тоже не самозарождаются в болоте, это естественная реакция на вот подобное глазазакатывательное отношение к автору-исполнителю.
Девочка глупая, но ее раздражение можно понять.

Date: 2006-03-10 03:30 pm (UTC)
romikchef: (Default)
From: [personal profile] romikchef
Меня несколько удивил тон этого комментария, но я попробую объяснить.
По своему обыкновению - один раз.

Глазазакатывательность этого коммьюнити сильно преувеличена. И раздута на пустом месте.
Простые и естественные действия, которые были предприняты против зикоффа, могут быть интерпретированы двояко:
1. Правильно: как технические действия по поддержанию нормального уровня общения в коммьюнити.
2. Злопыхательски: как истерика фанатов, оскорблённых неподобающим вопросом.

Настоятельно не рекомендую уподобляться и притягивать за уши вторую интерпретацию.

Date: 2006-03-10 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] solmyr.livejournal.com
О да! Это образец веселья!!! Шаов, Иваси, Сергеев нервно курят с унылыми лицами, а восторженные поклонники корчатся от хохота, не в силах подпевать! :))

Date: 2006-03-10 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kukutz.livejournal.com
Пиздейтерлинк? Вы?

P.S. А кто тут глаза закатывает, можно пальцем показать?

Date: 2006-03-10 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] oxfv.livejournal.com
- Меня тошнит от рисового пудинга. Расскажите, что вы в нем находите?
- И что, вооруженные новыми знаниями о его превосходном вкусе, вы приметесь вгрызаться в него с утроенной силой?

Date: 2006-03-10 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Вы кому-то третьему что-то объясняете, знаете ли. Я про зикоффа ни слова не сказал и вообще не имею привычки обсуждать совсем уж явных идиотов. Говорил я о словах типа Маэстро, Артист, Мэтр и им подобных.

Кроме того, я не интересовался тем, как Правильно, не уподоблялся, не притягивал за уши и не уточнял, сколько раз вы объясняете по своему обыкновению. Извините.

Date: 2006-03-10 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
(задумчиво) Странно, пару раз я встречал вас в комментах и вы казались мне человеком, не склонным к несению хуйни на ровном месте.

Date: 2006-03-10 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kukutz.livejournal.com
Отзеркалить одно слово и задать один вопрос - несение хуйни?

Вы точно ничего не путаете?

Date: 2006-03-10 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] meiterlink.livejournal.com
Не понимаю вашего сарказма. Он действительно веселый. Местами.
А кто все эти люди, которых вы перечислили? Кроме Шаова - о нем я слышал, это такой Михаил Круг для умных, да?
Page 1 of 7 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>

Profile

m_sch: (Default)
Информация о МЩ

January 2026

S M T W T F S
    123
4567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 02:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios